Минская смена
ПОЛОЖЕНИЕ о проведении проекта «Минская смена 2024»
ПОЛОЖЕНИЕ о проведении проекта «Минская смена 2024»
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении проекта «Минская смена 2024»
В Концепции национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года зафиксировано: «Будет поддержано внедрение современных форм и вариативности профессиональной ориентации и организации занятости молодежи. Акцент внимания сместится в сторону новых методов отбора и выявления талантливой молодежи, раскрытия ее потенциала, вовлечение в инновационную деятельность».
Молодежь является самой динамичной социальной группой в обществе, наиболее способной к принятию перемен, из-за ее открытости новым идеям, меньшего влияния на нее догматических установок, предубеждений и глубоко укоренившихся стереотипов.
Потребность в молодых управленческих кадрах открывает возможности участия молодежи с ярко выраженными лидерскими качествами в проектной деятельности.
Новые горизонты реализации данного направления работы с молодежью, обладающей лидерскими качествами и интеллектуально-творческим потенциалом, в проекте «Минская смена 2024» направлены на привлечение молодых людей к решению актуальных социальных проблем своего города, региона, страны через социальное проектирование.
Проект реализуется Минским городским исполнительным комитетом и Академией управления при Президенте Республики Беларусь и позволяет выявить социально активных, подготовленных молодых лидеров и сформировать кадровый потенциал в сфере управления.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Положение о проекте «Минская смена 2024» (далее – Положение и Проект соответственно) определяет цели и задачи Проекта, перечень партнеров Проекта, порядок распределения функций по организационно-методическому и информационному обеспечению Проекта, регулирует порядок организации, отбора, проведения комплексной оценки и обучения кандидатов Проекта.
1.2. Проект реализуется для формирования перспективного кадрового резерва государственных органов из числа молодежи, обладающей личностно-деловыми качествами и творческим потенциалом, соответствующим требованиям управленческой деятельности.
1.3. Организация и проведение Проекта осуществляется на следующих принципах:
- гражданственность – желание реализовать себя на благо развития города, региона Республики Беларусь;
- патриотизм – постоянное действие, направленное на отстаивание, продвижение и развитие ценностей своей страны и города;
- инициативность – умение ставить и решать амбициозные задачи, стремление к достижению успеха;
- партнерство – готовность достигать самореализации во взаимодействии с коллегами по проекту;
- инновационность – гибкость мысли, свобода от стереотипов и клише, устремленность в будущее;
- целесообразность – направленность проектной модели на достижение значимого результата;
- объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проектной модели, подход к решению проблемы оказались не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.
1.4. Действие настоящего Положения вступает в силу с момента его утверждения и заканчивается 31 декабря 2024 г.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
2.1. Целями Проекта являются:
- поддержка и развитие молодежных инициатив в сфере проектного управления;
- обеспечение условий для профессионального развития молодежи и оказание содействия в реализации социально-значимых проектов с экономическим потенциалом;
- популяризация среди молодежи научно-технического творчества в рамках тематических направлений Проекта;
- привлечение талантливой молодежи к сотрудничеству с республиканскими органами государственного управления, органами исполнительной власти, бизнес-структурами, коммерческими предприятиями реального сектора экономики, общественными объединениями для реализации наиболее перспективных инициатив.
2.2. Задачами Проекта являются:
- привлечение молодежи к актуальным социальным проблемам, включение их в реальную практическую деятельность по разработке программ, проектов, направленных на заказ (социальный) государственных органов и иных организаций в контексте предложений, рекомендаций решения экономических, социальных, культурных, экологических и других проблем;
- проектирование направлений эффективного использования имеющихся ресурсов и возможностей в решении экономических, социальных, культурных и экологических проблем городов Республики Беларусь;
- выявление перспективных проектов, направленных на развитие молодежного предпринимательского потенциала;
- раскрытие потенциала молодежи, предоставление инструментов и возможностей для самореализации в интересах личности через выражения своих инициатив;
- мотивирование молодежи к профессиональному самосовершенствованию через возможность презентации разработанных проектных моделей перед представителями органов исполнительной и законодательной власти;
- разработка молодежных проектов совместно с республиканскими государственными органами и органами местного самоуправления, иными заинтересованными, представителями бизнеса, учреждениями высшего и среднего специального образования, иными учреждениями образования; формирование потенциального кадрового резерва для последующей работы в государственных органах.
3. ОРГАНИЗАТОРЫ, ПАРТНЕРЫ И УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
3.1. Учредителем Проекта (далее – Организатор) является Минский городской исполнительный комитет (далее – Минский горисполком).
3.2. Партнерами проекта выступают Академия управления при Президенте Республики Беларусь (далее – Академия управления) и республиканские органы государственного управления (по согласованию).
3.3. Партнеры Проекта:
- оказывают организационную, информационную поддержку Проекта;
- направляют представителей для оказания экспертной поддержки участникам Проекта в рамках Проекта и (или) отдельных мероприятий Проекта;
- направляют представителей для участия в работе секций Проекта;
- направляют представителей для участия в составе жюри Проекта;
- проводят обучающие и иные мероприятия с участниками Проекта.
3.4. В реализации Проекта задействованы аппарат Минского горисполкома, республиканские органы государственного управления (по согласованию), администрации районов, коммунальные предприятия, иные организации (по согласованию), Академия управления, иные учреждения высшего и среднего специального образования, руководители предприятий. К реализации проекта могут привлекаться республиканские общественные объединения и политические партии (по согласованию).
3.5. Целевые группы Проекта – студенты учреждений высшего образования, учащиеся учреждений среднего специального образования, расположенных на территории г.Минска, работающая молодежь г.Минска в возрасте до 31 года.
4. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА
4.1. К участию в Проекте допускаются молодые люди (коллектив авторов) в возрасте до 31 года, направившие свои заявки на рассмотрение.
4.2. Для регистрации в качестве участника Проекта студентам учреждений высшего образования, учащимся учреждений среднего специального образования, расположенных на территории г.Минска, работникам в возрасте до 31 года организаций города необходимо заполнить анкету (Приложение 1).
4.3. Проект проводится в четыре этапа:
Первый этап
Подготовительно-организационный (ноябрь-декабрь)
Включает:
- получение участниками творческих заданий для разработки инновационных проектов по основным направлениям жизнедеятельности города с учетом целей и задач социально-экономического развития Республики Беларусь и г. Минска на 2021–2025 гг., а также молодежных инициатив:
- определение материально-технического обеспечения Проекта;
- предварительное формирование проект-команд по направлениям работы с подбором куратора команды;
- кадровое обеспечение обучающей программы участников Проекта, подбор педагогов и модераторов;
- разработка обучающей программы занятий, подготовка пакета документов для участников Проекта (дорожная карта обучения участников проекта представлена в приложении 2);
- определение окончательного состава участников Проекта (до 25.01.2024);
- проведение собеседования с участниками Проекта, прошедшими отбор по результатам тестирования, с участием Организаторов Проекта;
- индивидуальное тестирование кандидатов с целью оценки профессионально-личностных и лидерских качеств на основании объективных профессионально значимых критериев. Оценка по результатам тестирования по усмотрению организаторов Проекта может проводиться в автоматизированном варианте с использованием тестовых заданий;
- сбор заявок от молодежи для участия в Проекте. Заявки подаются посредством электронной регистрации до 05.01.2024;
- сбор заявок от государственных органов и иных организаций на участие в Проекте в качестве заказчиков кадров, заказчиков разработки проектов. Заявки подаются в Минский горисполком до 11.12.2023;
- информирование местных исполнительных и распорядительных органов, республиканских органов государственного управления, организаций, предприятий, средств массовой информации о реализации Проекта;
- презентацию Проекта в учреждениях высшего и среднего специального образования, для работающей молодежи предприятий;
- Секция 1. Идеологическая и информационная работа;
- Секция 2. Молодежная политика;
- Секция 3. Градостроительство и архитектура;
- Секция 4. Экология и благоустройство;
- Секция 5. Жилищно-коммунальное хозяйство;
- Секция 6. Транспортное обеспечение;
- Секция 7. Образование;
- Секция 8. Здравоохранение;
- Секция 9. Социальная защита;
- Секция 10. Культура и искусство;
- Секция 11. Спорт и туризм;
- Секция 12. Промышленность;
- Секция 13. Развитие малого бизнеса, экономика;
- Секция 14. Торговля.
Второй этап
Обучающий (январь-февраль)
Включает:
- проведение проблемно-развивающих и тематических семинаров-практикумов по лидерству в том числе с участием представителей республиканских органов государственного управления;
- проведение консультационно-тематических лекций по самопрезентации;
- проведение тренингов по командообразованию и стрессоустойчивости;
- работу молодежных информационно-аналитических групп;
- встречи с представителями республиканских органов государственного управления, местными исполнительными органами;
- введение в проектную деятельность и проектирование по разработке социально значимого проекта;
- проведение обучающего модуля по социальному проектированию;
- определение и закрепление за участниками проекта кураторов из числа представителей республиканских органов государственного управления (по согласованию), руководителей структурных подразделений Минского горисполкома, администраций районов, организаций города Минска;
- консультации участников проекта представителями республиканских органов государственного управления, руководством структурных подразделений Минского горисполкома, администраций районов, организаций города Минска по направлениям работы;
- проведение диалоговых площадок, круглых столов, заседаний, проектных секций.
Основные этапы процесса проектирования:
- всестороннее исследование реально существующих систем (экономики, образования, науки, культуры, экологии и т.д.), социального положения отдельных групп и др.;
- выделение основных характеристик и особенностей этих систем;
- определение существующих закономерностей;
- анализ эмпирического материала;
- выделение проблематики;
- выработка концепции, технологий решения социальных задач и проблем;
- предварительная оценка результатов.
Третий этап.
Основной. Проектная деятельность (март-апрель)
Включает:
- консультационное сопровождение разработки проектов со стороны кураторов и модераторов с привлечением представителей органов республиканского государственного управления, Минского горисполкома, администраций районов, Академии управления и иных заинтересованных органов и организаций;
- разработку молодежными командами социальных проектов, согласно творческим заданиям;
- знакомство с деятельностью государственных органов и организаций, курирующих сферу жизнедеятельности, по которой ведется разработка проекта;
- проведение «дней дублера» на базе республиканских органов государственного управления, курирующих структурных подразделений Минского горисполкома, администраций районов, государственных органов и иных организаций – осуществление участниками проекта функций руководителя, курирующего разработку проекта;
- консультирование по вопросам подготовки презентации и защиты проектов;
- первичная защита разработанных проектов (на базе Академии управления) – отборочный тур;
- экспертное консультирование участников по итогам первичной защиты;
- определение участников финала проекта «Минская смена» (выходят участники, определенные по итогам отборочного тура).
Четвертый этап
Финальный (май-июнь)
Включает:
- защиту и презентацию авторских и коллективных социальных инновационных проектов с последующей рекомендацией лучших проектов к внедрению в различных сферах социально-экономической жизни города, района по следующим направлениям:
- Направление 1. Идеологическая и информационная работа;
- Направление 2. Молодежная политика;
- Направление 3. Градостроительство и архитектура;
- Направление 4. Экология и благоустройство;
- Направление 5. Жилищно-коммунальное хозяйство;
- Направление 6. Транспортное обеспечение;
- Направление 7. Образование;
- Направление 8. Здравоохранение;
- Направление 9. Социальная защита;
- Направление 10. Культура и искусство;
- Направление 11. Спорт и туризм;
- Направление 12. Промышленность;
- Направление 13. Развитие малого бизнеса, экономика;
- Направление 14. Торговля;
- организация выставки-презентации проектов для ознакомления общественности. Каждая из экспозиций формируется по отраслевой тематике (идеологическая и информационная работа, молодежная политика, градостроительство и архитектура, экология и благоустройство, жилищно-коммунальное хозяйство, транспортное обеспечение, образование, здравоохранение, социальная защита, культура и искусство, спорт и туризм, промышленность, развитие малого бизнеса, экономика, торговля;
- подведение итогов Проекта по результатам оценки комиссии с награждением победителей (один победитель в каждой направлении), а также определение лучшего проекта посредством онлайн-голосования;
- торжественное закрытие Проекта с участием руководства Мингорисполкома, администраций районов г.Минска, представителей, республиканских органов государственного управления в рамках выставки-презентации;
- награждение участников и победителей Проекта сертификатами участников, дипломами победителя, памятными подарками, премиями и др. Награждение осуществляется Минским горисполкомом, Академией управления, администрациями районов г.Минска, республиканскими органами государственного управления, организациями, участвующими в реализации Проекта;
- предоставление рекомендательных писем для включения в резерв управленческих кадров отличившимся участникам Проекта в процессе обучения, при подготовке и защите проектов;
- освещение результатов реализации Проекта в средствах массовой информации;
- создание новостных сюжетов о победителях (командах победителей) Проекта.
Критерии эффективности Проекта:
- актуальность, инновационность;
- социальная и общественная значимость;
- возможность реализации;
- полнота раскрытия концепции проекта, востребованность проекта;
- ораторское мастерство при защите проекта;
- качество презентации;
- оригинальность;
- удовлетворенность от достигнутого организаторов и участников проекта (приложение 3).
При подведении итогов разработанного проекта жюри учитывается степень его реализации на момент защиты (находится в стадии реализации, уже реализован и имеется акт внедрения проекта, не реализован).
Разработанный социальный проект, победивший в секции в соответствии с заключением жюри, рекомендуется Минским горисполкомом структурным подразделениям Минского горисполкома, администрациям районов г.Минска, организациям по направлению деятельности для реализации.
Вопросы патентной деятельности, в случае необходимости, реализуются авторами проекта самостоятельно или совместно с организацией, курирующей его разработку.
5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
5.1. По результатам реализации Проекта ожидается:
- повышение уровня гражданско-патриотического, идеологического, духовного и интеллектуально-творческого потенциалов молодежи;
- увеличение конструктивно настроенной молодежи, активно участвующей в решении социально-экономических, политических, организационных, правовых, культурных и иных задач, стоящих перед государством;
- формирование перспективного кадрового резерва из числа участников проекта, показавших высокие результаты, для приглашения в дальнейшем на государственную службу;
- реализация социального потенциала молодежи и достижение целей, стоящих перед государственной молодежной политикой.
6. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
6.1. Официальная информация о Проекте размещается на интернет-портале:www.minsk.gov.by, а также на интернет-порталах заинтересованных органов, организаторов и партнеров Проекта (далее - Сайт).
6.2. Информация о Проекте, а также материалы Проекта доступны для всех пользователей сети Интернет.
6.3. Материалы Проекта могут быть использованы третьими лицами при условии наличия ссылки на источник и (или) авторов материалов.
6.4. Организаторы Проекта не несут ответственности за нарушение участниками Проекта авторских прав третьих лиц.
6.5. Организаторы Проекта оставляют за собой право обработки, оформления, использования и распространения материалов Проекта в различных форматах, в том числе посредством файлообменных сервисов.
7. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТА
7.1. Финансирование мероприятий и иных организационно-технических вопросов при реализации проекта осуществляется за счет средств, выделенных Минскому горисполкому и администрациям районов г. Минска на реализацию мероприятий государственной молодежной политики в рамках подпрограммы 10 «Молодежная политика» Государственной программы «Образование и молодежная политика на 2021–2025 гг., иных средств в установленном законодательством порядке.
7.2. К финансированию проекта могут привлекаться иные источники, не запрещенные действующим законодательством, в том числе средства коммунальных предприятий, государственных органов и иных организаций, Академии управления, иных учреждений высшего и среднего специального образования в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.
Анкета на участие в проекте «Минская смена - 2024»